СМИ о фильме "Училка"
"ТРИБУНА". "Окно в Европу": "Училка" первая моя
Четвертый конкурсный день стал, пожалуй, самым драматичным, ибо в программе были представлены лента "Училка" Алексея А. Петрухина и картина "Последняя ночь" победителя прошлого года Арсения Гончукова.
ПРЕМЬЕРЫ «ОКНО В ЕВРОПУ»: «УЧИЛКА» В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕХ НАС.
ДЬЯКОВ АЛЕКСАНДР 12.08.2015
На премьерах очень интересно наблюдать, как зритель постепенно вовлекается в историю, которые рассказывают авторы. Даже самая сдержанная публика может не удержаться от аплодисментов, если сказанная персонажем фраза попадает в сердце, не говоря уже об удачной шутке. На показе УЧИЛКИ, самого длинного фильма конкурса (135 мин), зритель совершенно точно позабыл о времени и увлеченно наблюдал за волнующей историей.
На экране разворачивалась буря эмоций, которая свела воедино 18 учеников выпускного класса и учительницу истории в исполнении Ирины Купченко, а после сеанса эмоции наполнили аншлаговый зал — волны аплодисментов, то затухающие, то снова поднимающиеся, крики «Браво!», и, конечно, слезы. В зале присутствовало много учителей, и для них этот фильм стал настоящим посвящением.
Как бы ни был хорош по кинематографическим меркам ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ (138 млн на 500 копиях), он остается частной историей интеллигентной человека, находящегося в кризисе среднего возраста, а вот УЧИЛКА — это большой и наполненный проблематикой срез целого общества — смотреть в зеркало зрителям будет далеко не всегда приятно.
На пресс-конференции создатели фильма честно признались, что этой работой они обращались к очень важной общественной проблематике, в том числе к значению роли учителя, который сегодня едва ли не превратился в «менеджера образовательного процесса». Выйти к аудитории школьников (совершенно разных, чаще всего заинтересованных исключительно в себе), чтобы сформировать достойных граждан и сильных личностей — для этого требуется мужество.
И очень хочется, чтобы профессия учителя вернула себе тот статус, которым она обладала в советское время или обладает сегодня в других культурах и странах. Режиссер Алексей А. Петрухин признался, что фильм был переведен на китайский язык, но возникла проблема с названием: понятия «училка» (пренебрежительное отношение) в Поднебесной просто нет — ввиду значимости фигуры учителя, который выполняет важнейшую общественную миссию.
Так как практически все действие фильма разворачивается в стенах школы, и история достаточно камерная, особенно много зависело от актерского мастерства. К старшему поколению вопросов изначально не было — для Ирины Купченко УЧИЛКА стала настоящим бенефисом, но также великолепна Роза Хайруллина (ее персонаж добавляет драме столь нужные комические нотки), да и Анна Чурина с Андреем Мерзликиным должны занести эту работу себе в актив. Волноваться можно было исключительно за учеников, среди которых было много непрофессионалов.
Не всегда юные актеры были точны (переиграл или не так убедительно выразил характер персонажа), так что им можно и нужно адресовать критически замечания, но важно другое — эмоция фильма на протяжении 2 часов позволяет держать зрителя в напряжении, так что ошибочные детали незаметно скрываются на заднем плане.
Динамика поддерживается не только за счет прямого действия (пистолет несколько раз переходит в руки разных учеников, так что у некоторых персонажей получается «сольный выход»), но и ярких образов в диалогах. Важная деталь — авторы используют приметы сегодняшней политической ситуации (противостояние и отношения с Западом, ситуация на Украине), но при этом не декларируют «правильные» решения. Есть проблема — она волнует всех, В метафорическом плане каждое поколение обречено сдавать свой урок истории.
Естественно, авторы проговаривают важные идеи, которые они хотели бы донести до зрителей, но это преимущественно вопросы, а не готовые ответы. Собственно, ответы (как и саму оценку фильму) будет давать широкая аудитория. Картина предназначена для разновозрастной аудитории, и прийти на просмотр сегодняшним подросткам (особенно тем, кто учится в старших классах школы) очень важно.
УЧИЛКА — это очень «сарафанный» фильм, который будет, без сомнения активно обсуждаться и зрителями, и общественными деятелями. Здесь важен не спор «правда или нет», как с сериалом «Школа», а спор, что можно сделать с проблемой образования сегодня. Очевидно, что при грамотном подходе продюсеров проекта и дистрибьютора картина не забудется и не затеряется в прокате.
Перед создателями стоял вопрос, каким сделать финал этой истории (открытый, трагический, счастливый), и надо сказать, что выбор заключительной сцены с исполнением знаменитой песни из советского детства стоит признать большой удачей. Безусловно, скептики могут остаться недовольны таким выбором, но не убить надежду — это тоже искусство.
УЧИЛКА не лишена недостатков и сомнений в отношении того или иного выбора режиссера, но в целом концепция фильма работает и самое главное — воздействует на зрителя, и кино будут рекомендовать к просмотру. Безусловный фаворит зрительского голосования на фестивале «Окно в Европу».
Подобрать художественные аналоги картине не просто, но мы хотели бы назвать «12» Никиты Михалкова (2007, 162 млн на 357 копиях) — резонансную и горячо обсуждаемую работу. Спустя 8 лет эффект может оказаться еще сильнее.
В ТЕМУ ПРЕМЬЕРЫ ФЕСТИВАЛЯ «ОКНО В ЕВРОПУ» Конкурсную картину фестиваля "Окно в Европу" показали в Финляндии
Сегодня в Выборге станут известны имена призёров кинофестиваля «Окно в Европу». Среди реальных претендентов на награду критики называли фильм «Училка» режиссера Алексея Петрухина. После конкурсного показа он даже совершил вояж за границу – в Финляндию. Благодаря этому «Окно в Европу» превратилось на время в «окно в Россию».
Фильм не дублируется, идет на русском. С английскими субтитрами. Единственное, что перевели на финский, – это название. И то, неточно. Дело в том, что слова «училка» в финском языке нет. Поэтому ограничились «Opettaja», что означает «Учитель».
Трудности перевода компенсировали яркой афишей. Из которой понятно – педагог явно не простой. В начале фильма тишину школьных коридоров нарушает выстрел. Доведенная до крайности учительница истории берет в заложники целый класс.
Второй год подряд выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» выезжает за пределы России с одним из лучших фильмов конкурсной программы. В ролях – Ирина Купченко, Алиса Гребенщикова, Андрей Мерзликин, Анна Чурина. Несмотря на то, что картина малобюджетная и не обещает больших кассовых сборов, артисты все равно согласились сниматься, и даже приехали в Котку на европейскую премьеру. Сюжет зацепил.
«Мне очень понравилась с профессиональной точки зрения история в этой картине. Она замечательная – это такие острые, пограничные ситуации, в которых проявляется все лучшее и худшее в человеке», – отметила народная артистка РСФСР Ирина Купченко.
Андрей Мерзликин в фильме сыграл начальника спецоперации по спасению школьников. Съемки проходили там, где учился артист в первых трех классах.
«Когда Алексей сказал что мы снимаем в городе Калининграде, в школе номер семь, конечно же, я говорю: быть не может, я там не был 32 года. Я приехал и, конечно, стоял под впечатлением», – поделился актёр.
Остросюжетная картина может сначала показаться драмой, потом комедией, в какой-то момент и вовсе боевиком. Постоянно меняя жанр внутри фильма, режиссер Алексей Петрухин заставляет зрителя сидеть в напряжении, через минуту смеяться, затем – утирать слезы, и снова улыбаться. И так два часа, пока идет киносеанс. Хотя могло быть и дольше: сорок минут пришлось вырезать, оригинал получился затянутым. Из-за количества учеников – уж слишком хотелось раскрыть личность каждого.
«Вообще у меня было изначально 15 детей, по числу советских республик нашего Союза. Но на кастинге появились ещё лица, я им никак не мог отказать, поэтому оставил 18 детей, ушел от этой аллегории с советскими республиками», – рассказал Алексей Петрухин.
Даже после того, как пошли титры, зрители не выходили из зала. Аплодировали до тех пор, пока не уплыла наверх последняя строчка.
К хорошему настроению финны могли бы прибавить еще и чувство гордости – за маленькую Котку. Жители небольшого городка посмотрели фильм раньше, чем в Хельсинки, Петербурге и Москве. На широкий экран лента выйдет не раньше сентября.